Вход через социальные сети/Login through social networks:

Моя конверсия модели Ял-6

Вопросы по сборке набора, ремарки, пожелания, отзывы о модели Ял 6.

Модератор: DIMAX

Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 31 янв 2018, 08:00

Уважаемые моделисты, доброго времени суток!
Вот, решил выложить на ваш суд свою версию постройки модели легкой парусно-гребной лодки Ял-6 в масштабе 1:24, от производителя LS Model.
Опыт строительства у меня никакой, и Ял-6 моя вторая модель корабля (первой была голландский рыболовный бот «Zuidersee Botter» (1:35), от производителя «Artesania Latina»). По сути, обе эти модели были своего рода «полигоном», где я пытался воплотить на практике различные способы и технологии, придуманные и реализованные моделистами задолго до моего решения попробовать себя в этой ипостаси. Поэтому буду признателен за конструктивную критику и дельные советы.

Набор Ял-6 мне очень понравился, покопавшись в разных источниках, я собрал информацию об этой лодке, и в начале октября 2017 года начал «стройку».
Строю медленно, в основном вечерами и по выходным. На начальном этапе, по мере изучения информации о Ял-6, мне пришла мысль сделать из стандартного набора небольшую конверсию. Реализуя свой замысел, я заменил и сделал заново некоторую часть деталей из коробки, другие «запчасти» были изготовлены дополнительно и включены в конструкцию, сделаны с нуля дельные вещи, заменены штатные паруса и нити для такелажа, и прочее, в общем, увидите все сами по ходу поста.
На историческую и копийную достоверность модели не претендую, т.к. не смотря на обилие в интернете всевозможной информации о Ял-6, все же я испытал определенные трудности с достоверными данными о линейных размерах, геометрических формах и диаметрах отдельных узлов и деталей. Кое-что мне удалось найти, и достаточно точно «конвертировать» в масштаб 1:24, но некоторые вещи я нашел только в виде фотографий, схем и рисунков, поэтому воспроизвел их путем «вычислений от обратного» и «определений на глаз», отталкиваясь от примерного соотношения размеров заводских деталей к предметам изображенным на фотографиях и от собственного впечатления о гармоничности этих размеров. Не исключаю, что допустил ошибки, как все получилось, судить вам.
Модель клеил где-то ПВА, а где-то цианокрилатом, корпус красил акрилом от «Звезды» с использованием кисти, латунные детали чернил с использованием средства «BrassBlack», старение дерева - битумный лак, финишное покрытие - тунговое масло.
Думаю, что детально рассказывать о тех моментах, которые выполнялись в рамках инструкции по сборке, особого смысла нет, там всё как у всех, и на форуме уже есть об этом публикации, поэтому в основном остановлюсь там, где были переделки и дополнения.
Так же хочу извиниться за не очень высокое качество фотографий, по ходу строительства фотографировал на телефон, если что-нибудь заинтересует, готов пояснить в комментариях. В финале поста фотографии готовой модели будут получше.

Первым делом начал делать имитацию гвоздевания шпангоутов. «Операцию» делал медной проволокой, сверлил отверстия по диаметру, вставлял проволоку на циакрине, откусывал лишнее, шлифовал и полировал. Все детали после гвоздевания покрывал битумным лаком, и после его впитывания в древесину (1-2 минуты), сразу смывал лишнее уайт-спиритом. Таким образом, при последующем приклеивании таким образом окрашенных деталей, в случае протечки клея на «видное место», деталь будет уже окрашенной, и при финальном покрытии маслом не будет никаких светлых «проплешин» из-за остатков клея.
Вложения
4.jpg
4.jpg (117.49 КБ) Просмотров: 34797
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 01 фев 2018, 16:26

На выходе получалось так
Вложения
1.jpg
1.jpg (105.76 КБ) Просмотров: 34774
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 01 фев 2018, 16:31

Собрал по инструкции каркас, приклеил привальный брус и планширь. На внутреннюю сторону привального бруса и планширя наклеил очень тонкую рейку сапели, шлифанул ее и покрыл битумным лаком, после этого визуально брус и планширь «слились» в единый монолит. Внутреннее ребро привального бруса тоже «прогвоздевал».
Вложения
17.jpg
17.jpg (104.98 КБ) Просмотров: 34774
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Глушков Артём2 » 01 фев 2018, 18:41

Заинтриговали таким описанием дополнений набора.
Успехов и ждем новых фото!
Глушков Артём2
Матрос II класса Матрос II класса
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 25 ноя 2016, 13:59
Откуда: Россия, Санкт-Петербург

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:23

Далее занялся обшивкой корпуса. С клинкерной обшивкой дел никогда не имел, поэтому даже подумать не мог, на сколько, это будет сложно. Каждый уступ на шпангоутах малковал отдельно, под определенным углом, с постоянной примеркой плотности прилегания каждой рейки.
Перед приклеиванием реек обшивки, просмотрел кучу фотографий Ял-6, на которых было явно видно, что на носу, в месте соединения досок обшивки с форштевнем, у всех Ялов доски сходятся «в ноль», т.е. вровень друг с другом. Удаляясь от носа к корме, доски обшивки постепенно образуют между собой ступеньки клинкера, который продолжается до транца.
Но вот что самое интересное, на фотографиях некоторых Ялов, доски обшивки на транце доске сходятся «в ноль», т.е. стык в стык, а на других фотографиях Ялов, доски на транце заканчиваются клинкером, образуя у транца такой пильчатый край. В общем, я выбрал второй вариант с пильчатым краем, мне он показался интереснее.
Каждую рейку обшивки предварительно размачивал в аммиаке, потом гнул по месту паяльником для страз, используя насадку в виде мини утюжка (кстати, очень удобный девайс, рекомендую, он легче, чем утюг, и несравнимо маневреннее в плане, если надо куда-то подлезть в неудобное место).
Согнутые по месту рейки, до их приклеивания, тоже покрывал битумным лаком и смывал лишнее уайт-спиритом. На места рейки приклеивал циакрином, поэтапно и аккуратно, что бы клей нигде не вылазил на видимой стороне.
Ускорял высыхание клея всё тем же паяльником для страз. Небольшой нагрев места склеивания деталей, практически мгновенно высушивает цианокрилатный клей и схватывает детали намертво.
По ходу приклеивания реек, в каждой рейке я сверлил два отверстия для гвоздей. Сверлил насквозь в том месте, где на рейку внахлест накладывается следующая рейка. В эти отверстия вставлял проволоку на цианокрилате, наружи откусывал лишнее и зашкуривал заподлицо. Следующая рейка ложилась на место выхода наружу «гвоздей» и закрывала их. В последствии, наружная часть обшивки корпуса шпаклевалась, шкурилась и была окрашена. Всего на кораблике установил около 1 700 «гвоздей».
Вложения
30.jpg
30.jpg (50.01 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:28

Видимые на внутренней поверхности шляпки гвоздей делал полукруглыми, сначала по коврику катал отрезок проволоки тупым ножом, а после разделения куска проволоки на две половинки, обработку сформированных прообразов шляпок завершал с помощью мелкого ювелирного инструмента – бор-чаша, скругляя их. Вот так получалось изнутри
Вложения
28.jpg
28.jpg (73.71 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:33

Это в стадии завершения поклейки обшивки
Вложения
36.jpg
36.jpg (90.31 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:39

Позднее, когда уже стал укладывать на дно шлюпки рыбины и решетчатые люки, я понял, что часть «гвоздей» можно было и не делать, так как их не будет видно.
Обшив корпус рейками, я принялся за буртики, которые тоже прошли процедуру размачивания в аммиаке, и сгибания по месту паяльником. Поскольку буртики из набора имеют квадратное сечение, а на фотографиях настоящих Ялов они полукруглые, то после приклейки «квадратных» буртиков на место, я сделал из квадратной рейки 5 мм на 5 мм, небольшое приспособление - с торца рейки проточил полукруглую канавку, в которую вложил полоску наждачки, и этим «инструментом» постепенно скруглил буртики, сделав их полукруглыми, после чего прошелся по ним битумным лаком.
Затем встал вопрос о выборе цвета ширстречного пояса - зеленый или красный? Я выбрал красный, остальной корпус после шпаклевания и отшкуривания, покрасил в шаровый цвет. Внутри корпус окрашивать не стал, т.к. не хотел, что бы краска скрыла «гвоздики».
Как уже сказал, использовал краску мастер-акрил от производителя «Звезда», красил кистью с использованием гибкой (эластичной) маскировочной ленты от «Tamiya».
Вложения
95.jpg
95.jpg (52.1 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:40

Вид спереди
Вложения
96.jpg
96.jpg (60.04 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:41

Вид кормы с левого борта
Вложения
97.jpg
97.jpg (48.91 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:41

Корма с правого борта
Вложения
98.jpg
98.jpg (45.05 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:42

Вид сбоку
Вложения
99.jpg
99.jpg (49.24 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 01:49

После покраски корпуса установил килевую оковку. Во все имеющиеся на оковке штатные отверстия вставил «гвоздики» с полукруглой шляпкой, шляпки так же формировал бором-чашей. Чернил все детали по отдельности, до установки на модель. Гвоздики вставлял в просверленные отверстия на клей.
Вложения
230.jpg
230.jpg (51.68 КБ) Просмотров: 34760
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Глушков Артём2 » 02 фев 2018, 13:31

Очень аккуратная и кропотливая работа проделана!
А с учетом того, что это первая модель, так вообще отлично смотрится.
Глушков Артём2
Матрос II класса Матрос II класса
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 25 ноя 2016, 13:59
Откуда: Россия, Санкт-Петербург

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Лодестар ЛСМодел » 02 фев 2018, 15:50

Виталий, аккуратно работаете и интересные задумки у Вас. С удовольствием наблюдаю за вашей работой!)
Лодестар ЛСМодел
Супермодератор
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 28 янв 2015, 23:32

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:13

Следующий большой этап был – установка «внутренностей» (банок, сидений рулевого, брештука, кильсона, решетчатых люков, рыбин, креплений для мачты, и пр.)
На многих фотографиях высмотрел, что у настоящих Ялов есть носовые и кормовые цепные подъемы, рымы которых, закреплены в обоймах (стопорных планках) на баковой банке и кормовом сиденье. Если я правильно понял, за эти рымы цепляли гаки шлюпочных талей, при спуске и подъеме шлюпок.
Стопорные планки носового и кормового цепных подъемов сделал из листовой латуни, цепь, рымы, обушки - из латунного прутка, которые потом зачернил.
Технологии изготовления цепочек опубликованы в изобилии на форумах моделистов, если говорить коротко, нужна матрица в виде стального прутка необходимого диаметра (круглого или овального), на который наматывается спираль из отожженного латунного прутка нужного диаметра. Спираль снимается с матрицы, затем тонкими острыми кусачками "накусываются" колечки, которые вдеваются друг в друга и выравниваются. Кропотливо, но другого способа наверное и нет.
Период установки носового цепного подъема:
Вложения
108.jpg
108.jpg (51.82 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:14

Кормовой цепной подъем:
Вложения
105.jpg
105.jpg (66.75 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:25

До установки носового решетчатого люка и баковой банки, установил степс фонарной стойки
Вложения
101 — копия.jpg
101 — копия.jpg (151.91 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:29

Носовой решетчатый люк оснастил гнездом для фонарной стойки, выточенным из кусочка латуни
Вложения
100.jpg
100.jpg (64.21 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:34

Забегаю вперед (к дельным вещам), изготовил фонарную стойку с кронштейном на который надевается двумя скобками трехцветный фонарь
Вложения
103.jpg
103.jpg (52.07 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:38

Сделал обушок и галсовый гак
Вложения
102.jpg
102.jpg (150.49 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:50

Готовые цепные подъемы, смонтировал на кормовое сиденье и баковую банку в сборе с носовым решетчатым люком, после чего вклеил их на свои места, поставил кормовые сиденья рулевого и брештук. Установил планки крепления для рымов носового и кормового фалиней (сами рымы и фалини установлены позднее, после сматывания канатов в бухты).
В одном из источников увидел, что кормовое сиденье имеет по ребру бортик (как называется, к сожалению не знаю), который тоже сделал и установил. На транцевой доске сделал имитацию металлического шильдика с данными о мореходности шлюпки. Кормовое сиденье из набора дополнил самодельной фасонной доской, в которой просверлил гнездо для флагштока. Так же на транцевой доске сделал обойму для флагштока и прямоугольный фасонный обушок для крепления леера. Металлические полосы для крепления подвесного мотора на транцевой доске делать не стал.
Затем установил направляющие башмаки и заспинную доску. После установки понял, что заспинную доску надо было сделать не монолитной, а из нескольких досок, как на фото оригиналов, но переделывать не стал, оставил как есть.
Вложения
113.jpg
113.jpg (127.9 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:52

Другой ракурс
Вложения
106.jpg
106.jpg (57.29 КБ) Просмотров: 34722
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:57

Пришел черед установки кильсона, рыбин, пиллерсов, загребной, средней и мачтовой банок, кормового решетчатого люка. Все детали были перед установкой окрашены битумным лаком. Кильсон вклеил по инструкции, рыбины размочил в аммиаке и согнул по форме мест установки, с использованием упомянутого паяльника, после высыхания приклеил на рыбины упоры для ног и установил рыбины на место.
На многих фотографиях видел, что уложенные на дно шлюпки рыбины, фиксируются на своих местах поворотными запорами, которые закреплены на планке, установленной по внешнему краю рыбин. Эти поворотные запоры похожи на запоры, которые используют на деревянных калитках (к сожалению их названия не знаю). Путем «вычислений от обратного», изготовил эти планки и поворотные запоры, а затем приклеил их на место вместе с рыбинами. Кормовой решетчатый люк с упором для ног установил по инструкции.
Вложения
120.jpg
120.jpg (118.24 КБ) Просмотров: 34719
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

Re: Моя конверсия модели Ял-6

Сообщение Попов Виталий » 02 фев 2018, 22:59

Штатные пиллерсы из набора решил заменить, выточил другие, из маленьких круглых палочек, по подобию пиллерсов виденных мной на фотографиях. Кроме этого, в некоторых источниках мне встречались и такие факты, как оснащение пиллерсами и кормовых книц (сидений рулевого), что я тоже и сделал.
Вложения
110.jpg
110.jpg (75.24 КБ) Просмотров: 34709
Попов Виталий
Боцман Боцман
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 29 янв 2018, 00:14

След.