Вход через социальные сети/Login through social networks:

Нюансы сборки модели корабля

Делимся опытом и технологиями, навыками изготовления моделей кораблей.

Модераторы: Antonio Montana, DIMAX

Нюансы сборки модели корабля

Сообщение Анатолий » 23 июн 2013, 14:54

На монтажном столе мастер раскладывает чертеж будущей модели, необходимые инструменты — стамески, рубанок, кронциркуль; материалы, из которых будет создаваться корабль — сосна, дуб, красное дерево.
Прежде чем приступить к конструированию набора корпуса, моделист вырезает из твердого белого картона шаблоны обводов модели — т.н.шпангоутов. Шаблоны необходимы для более точного воспроизведения обводов корпуса. Шпангоуты выполняют ту же функцию, что и ребра в теле человека, впоследствии на шпангоуты крепится обшивка корабля.
Вырезанные из листовой фанеры шпангоуты устанавливаются на килевой раме, служащей своего рода „хребтом“ корабля. Промежутки между шпангоутами заполняются кусками дерева, чтобы придать корпусу дополнительную прочность и монолитность. Затем обводы доводятся рубанком и надфилем. Мастер переворачивает модель килем вверх и начинает установку обшивки. Каждая доска выгибается в соответствии с обводами и устанавливается при помощи клея и специальных крепежей. Впоследствии крепления снимаются, и вместо них ставят железные нагели.
Наряду с установкой обшивки на корпус корабля, проводится подготовка для крепления досок палубы. Модель устанавливается килем вниз, моделист обрабатывает соответствующие поверхности шпангоутов, на которые и будет устанавливаться палуба.
По завершении обшивки, на модель устанавливается палуба. Ее доски имеют определенною седловатость, т.е. на корме и на носу корабля палуба выше, а в середине (“в миделе“) — ниже. На палубе мастер размечает места для мачт, надстроек, люков, орудий, шлюпбалок, лебедок и других необходимых корабельных принадлежностей — как говорят моряки „дельных вещей“.
Мастер заканчивает работу над корпусом модели. Установлены надстройки, фальшборт, вдоль бортов закреплены дополнительные шпангоуты, виден руслень грот-мачты — специальная площадка, расположенная вдоль борта, на которой расположены юферсы — блоки для оттяжки крепежных тросов — вант.
Именно в таком виде корабль спускался на воду — без мачт и парусов, без стоячего и бегучего такелажа. Доводка корпуса завершена, все необходимые части и компоненты проработаны, и уже такая модель представляет из себя самостоятельное произведение искусства. Однако для более детального воспроизведения прототипа мастер продолжает работу над моделью.
Кормовая оконечность корабля — так называемая „транцевая“ корма. Виден украшенный искусной резьбой пояс конструктивной ватерлинии, также резьбой украшена окантовка румпельного отверстия — гельмпорта. Рулевое перо воспроизведено с максимальной точностью.
Также, как и на прототипе, доски руля подогнаны друг к другу и скреплены железными скобами, которые посажены на петли кормовой оконечности — ахтерштевня. В верхней надстройке вырезаны два окна — согласно морской традиции, там помещалась кают-компания.
На модель устанавливаются колонны мачт. Первая от носа всегда называется фок-мачта, следующая за ней — грот-мачта. Они являются основой всей системы парусного движителя корабля.
Оконечности мачт венчает маленький круглый шарик — т.н. клотик. Он служит своеобразным блоком для проводки снастей бегучего такелажа. Моряки говорят „от киля до клотика“, имея в виду весь корабль целиком.
Мастер работает над палубным оснащением корабля. Уже установлены все три мачты, часть стоячего такелажа — снасти, служащие для крепления мачт, видна часть бегучего такелажа — канаты, предназначенные для подъема рей, парусов, флагов, корабельного оборудования. Рядом на монтажном столе лежит шлюпка, готовая для установки на палубу.
Вид центральной части палубы (шкафута) перед установкой шлюпки . Видна часть бруса, идущего поверх фальшборта, т.н. планширя. Доски палубы тщательно подогнаны друг к другу, стыки проконопачены согласно старинной корабельной технологии. Все деревянные конструкции обработаны специальным составом, делающим их устойчивыми к гниению и придающим „старинный“ вид.
Доводка стамеской специальных гнезд для установки палубных бочек. Шлюпбалки вырезаются вручную и в точности повторяют обводы подводной части шлюпки. На палубе под носовой надстройкой уже смонтирована лебедка для подъема якоря (шпиль), видна установленная грот-мачта и центральный люк. Рядом с ним находится помпа для откачки трюмной воды.
Необходимые элементы оснащения корабля — в соответствии с оборудованием прототипа на модели устанавливаются: якоря, которые выковываются вручную и проходят обязательный процесс окисления металлической части для придания „старинного“ вида.
На корабельном канате устанавливается оплетенный бакен — деревянный поплавок, показывающий место зацепа якоря за грунт. Старинные пушки и кулеврины вытачиваются и снабжаются деревянными лафетами. Шлюпки, бочки и ведра также оснащаются всеми необходимыми атрибутами для полного историко-технического соответствия
На палубе завершен монтаж основных элементов. Видна шлюпка, установленная на шлюпбалках правого борта, две бочки на левом борту. Перед шпилем в палубе просверлены два отверстия для проводки якорных канатов.
Взгляд на корму — мастер продолжает работу над моделью. Проводится обработка палубы в районе шканцев — специальной надстройки, на которой обычно строилась каюта капитана.
Видна балюстрада шканцев и часть грот-мачты, схваченной веревочными бугелями. Это сделано для предотвращения разбухания мачтовой колонны.
Обшивка левого борта — идет монтаж специальных железных креплений русленя грот-мачты. Для этого моделист аккуратно прибивает мелкими гвоздиками — нагелями — крепления к борту, другой конец заводится непосредственно на руслень.
Каждый нагель выкован и обработан вручную, включая четырехгранную обработку шляпки. Как и все железные части корабля, нагели проходят процесс искусственного „старения“.
Так создаются канаты — терпеливо, виток за витком мастер сплетает нити различного сечения, цвета и качества. Корабельные тросы различались диаметром, назначением и обработкой. Весь стоячий такелаж был черного цвета, бегучий — темно-коричневого. Снасти на корабле тировались — натирались специальным составом против гниения.
Проводка снастей бегучего такелажа бизань-мачты. Тщательно и скрупулезно идет проводка каждого каната сквозь шкивы блоков в полном соответствии со старинными чертежами и технологиями кораблестроения.
Вид готовой носовой части корабля. На переднем плане бушприт — рангоутное дерево, закрепленное прямо впереди надстройки. На бушприте укреплен блинда-рей с пришнурованном к нему парусом — блиндом. „Блинд“ означает „слепой“ — моряки называли этот парус так потому, что он закрывал обзор рулевому (кормчему) и делал его зависимым от впередсмотрящего.
Мастер устанавливает оснастку бушприта. Проводятся снасти, пропускаются канаты в специальные блоки. Виден установленный парус на фок-мачте, специально подобранный для лучшей проводки. Все блоки и шкивы на модели устанавливаются такие же, что и на прототип — изготовленные по старинным чертежам и проработкам.
Вид с носа левого борта. Изготовлены и установлены все основные и дополнительные элементы корабля. Снасти и паруса развернуты в походном положении. На фальшборте баковой надстройки установлен развернутый фальконет — небольшое мелкокалиберное орудие, предназначенное для уничтожения живой силы противника.
Разводка бегучего такелажа фок-мачты. Все многообразие снастей, управляющих парусом, разворачивающих рей, крепящих мачту, воспроизводит моделист. На палубе закончена сборка всех дельных вещей корабля.
Показано плетение веревочных лестниц — вант. Нужно отметить, что данная операция осуществляется в строгом соответствии со старинными традициями кораблестроения — выбленки привязываются к вантам специальным узлом. Параллельно проводится окончательная проводка снастей паруса.
Крепление шкотового конца паруса. Шкот — снасть бегучего такелажа, идущая от нижних углов паруса и выходящая на палубу. Управление шкотами позволяет регулировать скорость корабля.
Парус большого грота приподнят, для того, чтобы зритель смог насладиться картиной центральной части корабельной палубы. Нельзя не отметить скрупулезность и тщательность проработки деталей и узлов. На правом борту баковой надстройки закреплен якорь.
Проводка снастей бизань-гика — рангоутного дерева, на котором поднимается латинский парус. Эти снасти позволяют разворачивать гик в продольной плоскости, что позволяет менять площадь самого паруса, контролируя тем самым скорость судна.
Работа над кормовой частью полностью завершена. Закреплены мачты, проведены тросы и снасти, поставлены паруса таким образом, чтобы зритель мог рассмотреть все удивительное многообразие корабельных деталей. Все они, собранные вместе трудом и стараниями мастеров — судомоделистов позволяют нам еще раз окунуться в романтику ушедшей эпохи Паруса.
Анатолий
Юнга Юнга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 22:43

Re: Рабочий стол судомоделиста

Сообщение Анатолий » 23 июн 2013, 14:59

чертёж галеона
Вложения
galeon.gif
galeon.gif (11.29 КБ) Просмотров: 4823
Анатолий
Юнга Юнга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 22:43

Re: Рабочий стол судомоделиста

Сообщение Анатолий » 23 июн 2013, 17:28

Говоря о распиловке заготовки на шпон или на рейки, для дальнейшего использования в судомоделизме, для этого лучше чтоб заготовка была чрезвычайно сухая даже в собственной середине. Мало кто знает то, что распиливая на рейки еще влажную заготовку, то через некое время получите серьезные неприятности. Само-собой, разумеется, древесина высохнет, и вы увидите, как рейка 8 мм преобразуется в 6 мм либо около того, 5 мм в 4, 3 мм и т.д. И действительно, такие изменения произойдут за время сушки.
Дерево также содержит много воды. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что влажность дерева указывает как отношение количества воды и, как все знают, сухого вещества. Не для кого не секрет то, что это отношение может, в конце концов, достигать 100 %.
Внушительный перечень инструментов, применяемых в судомоделировании, определяется разнообразием применяемых материалов и видов конструкторских работ. Кроме того, нужно учитывать, что с некоторыми сортами древесных пород (к примеру) можно работать простым лобзиком, а обработка особо прочных древесных пород (дуб, карельская береза, американский орех и т.д.) требует использования дорогостоящих фрез, таких как Proxxon (Проксон). Но и это не все. При изготовлении мельчайших деталей оснастки судна требуются даже не столярные и слесарные приспособления, а, скажем, медицинский скальпель. Многие судомоделисты при обработке особо мелких деталей применяют настольную лупу, без которой тонкая деталировка была бы невозможна.

Итак. В зависимости от сложности конкретной модели судна подбираются необходимые материалы и инструменты их обработки. Как было сказано, их количество может быть настолько велико, что один перечень занял бы страницы текста. Однако среди этого перечня есть наиболее применяемые в судомоделировании инструменты, которые использует большинство мастеров и любителей создания судов.

До начала распила заготовок на определенный размер реек, надо добиться влажности дерева  хотя бы до 10 %. Существует два способа: сушить  на воздухе под навесом, либо высушить их на деревообрабатывающих предприятиях (в особых сушках). Очень хочется подчеркнуть то, что 2-ой путь применяется при быстрой сушке. Надо сказать то, что, но в данном случае будьте готовы к тому, что заготовки могут, в конце концов, потрескаться и из-за этого вы будете иметь больше отходов при конечной распиловке.
Сколько времени сушить заготовки?
Традиционно дерево сохнет по 5 мм в полгода, с каждой стороны, находящейся на воздухе и это правило применимо к дубу, который является чрезвычайно плотным деревом, а для почти всех наших пород сушка, в конце концов, пойдет скорее. Несомненно, стоит упомянуть то, что по сути мастера судомоделизма считают время сушки один мм с каждой стороны за месяц. Всем известно о том, что таковым образом, заготовка, как все говорят, шириной 5 см, вообще то, будет сушиться не 5 лет, а лишь 25 месяцев, а это 2 года и 1месяц.
Мастера в судомоделизме делают свои запасы заблаговременно.
При нехватке времени на такое долгое ожидание, тогда придется сушить заготовки в особых, как мы с вами постоянно говорим, сушильных камерах. Так же надо помнить о том, что при сушке в особых условиях, произойдет усушка  дерева в толщину и ширину (но не в длину).
Во-первых, для начала сборочных работ трудно обойтись без измерительного и разметочного инструмента (циркуль, нутромер, штангенциркуль, линейка и т.п.). Для разметки материала чрезвычайно удобен рейсмасе – инструмент нанесения параллельных линий и заготовки полос нужных размеров из целлулоида, фанеры, металла, пластмассы и пр.
При первоначальной обработке материалов из древесины, как правило, применяются ручные пилы, т.к. специальные станки доступны далеко не всем моделистам. Безусловно, как инструмент выпиливания многих деталей корпуса (шпангоутов, устройств, мостиков, надстроек и пр.) наиболее популярен либо ручной, либо электрический лобзик. Для обработки более крупных корпусных деталей (как и самого корпуса) применяются выкружные и корабельные (с широким полотном) ножовки.
Важными и незаменимыми инструментами моделиста служат специальные модельные ножи, либо хирургические скальпели, которые имеются в продаже. При обработке закруглений и углов деталей рангоута, вооружения, судового оборудования широко применяются стамески, а для выдалбливания древесного корпуса модели – долото. Кроме инструментов для обработки дерева, в судомоделировании применяется также ряд устройств и приспособлений для работы с металлами, пластмассами и прочими исходными материалами для создания судов.
Для создания несложных судовых моделей большого количества исходных материалов не требуется, как и сложных инструментов, которые порой не так легко достать немного фанеры, доска, лобзик и нож – для создания простой модели вполне достаточно. Вместе с тем, при постройке сложной детализированной большой модели понадобиться инструменты и материалы самых разных назначений и наименований.
Наиболее применяемым и распространенным материалом в моделировании судов служит дерево. Чаще всего используются еловые бруски и доски, которые проще всего достать. Могут быть использованы и другие древесные породы: ольха, тополь, липа, сосна, бук, береза. Материалы из древесины служат исходным сырьем для изготовления корпуса, надстроек, реек, рангоута и т.п. Особо тонкие детали: краспицы, штыревые антенны, леерные стойки, стволы пулеметов изготавливаются из бамбука.
Особенностью материалов из древесины заключается в том, что они легко обрабатываются инструментами для резки, обладают хорошими механическими свойствами, отлично поддаются окраске и отделке. Корпус судовой модели из дерева, пропитанный олифой, обладают отличной водопроницаемостью.Следует отметить, что для создания корпуса модели следует использовать исключительно тщательно высушенные бруски и доски. При применении в моделировании судов сырых деревянных материалов модель, скорее всего, впоследствии покоробится, а все усилия в работе пойдут на смарку.
Для изготовления шпангоутов используют фанеру толщиной до 10-ти мм, а для создания надстроек, обшивки наборных модельных корпусов – фанеру небольшой толщины (до 1,5 мм). Для этих же целей пригоден прочный глянцевый электротехнический картон. В создании судовых моделей также важным материалом служит чертежная бумага, используемая в создании деталей и оборудования судов, надстроек и вооружения, а также в обшивке корпуса скоростных спортивных моделей.
Как бы ни было, древесина, очевидно, была и еще долго останется основным исходным материалом в создании моделей судов. Трудно перечислить все породы древесины и особенности их применения в строительстве копий кораблей. В любом случае, не обязательно терять время и силы на тщетные розыски досок и брусков из экзотических деревьев, таких как атласное дерево, абаши, бальза или красное дерево. Для потрясающего результата могут идеально подойти древесные породы местного произрастания.
Анатолий
Юнга Юнга
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 22:43